армирование ленточного фундамента под гараж из
Армирование ленточного фундамента
Вот мы и подошли к тонкому моменту – армированию ленточного фундамента. В интернете пишут много бреда на эту тему, да и «знатоки» тоже говорят много неправильного.
С одной стороны, бетон прекрасно работает на сжатие, а фундамент принимает нагрузку и передает её на грунт – то есть работает на сжатие. Однако это не совсем так! Грунт не однороден и в нем происходит разные процессы, а значит где-то он ослабляется, где-то усиливается или остается на том же уровне. Морозное пучение как раз из этой оперы. Именно поэтому фундамент нужно армировать!
Так армировать фундамента нельзя!
Обычно советуют армировать верхнюю часть фундамента – армопояс в цоколе под стены. Часто именно такое советуют «шабашники» и строители практики. Это еще одно заблуждение! Армировать нужно не только верх фундамента, но и низ фундамента.
А нужно ли армировать стенки фундамента? Обязательно, и не только вдоль всей ленты, но и вверх, особенно если есть подвал. Вертикальные прутья арматуры будут принимать на себя изгибающие нагрузки от грунта и помогать работать бетону.
Практическое армирование ленточного фундамента
Приведу рабочий вариант такого армирования для фундамента 1,3-1,6 м высотой. Учтите, что без расчета это может быть слишком пере армирован бетон и вы потратите лишние деньги!
Расстояния между прутами продольного армирования и шаг поперечного армирования ленточного фундамента определяется СНиП 52-01-2003:
7.3.4 Минимальное расстояние между стержнями арматуры в свету следует принимать в зависимости от диаметра арматуры, размера крупного заполнителя бетона, расположения арматуры в элементе по отношению к направлению бетонирования, способа укладки и уплотнения бетона.
Расстояние между стержнями арматуры следует принимать не менее диаметра арматуры и не менее25 мм.
7.3.6 Расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать с учетом типа железобетонного элемента (колонны, балки, плиты, стены), ширины и высоты сечения элемента и не более величины, обеспечивающей эффективное вовлечение в работу бетона, равномерное распределение напряжений и деформаций по ширине сечения элемента, а также ограничение ширины раскрытия трещин между стержнями арматуры. При этом расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать не более двукратной высоты сечения элемента и не более400 мм, а в линейных внецентренно сжатых элементах в направлении плоскости изгиба — не более500 мм.
7.3.7 В железобетонных элементах, в которых поперечная сила по расчету не может быть воспринята только бетоном, следует устанавливать поперечную арматуру с шагом не более величины, обеспечивающей включение в работу поперечной арматуры при образовании и развитии наклонных трещин. При этом шаг поперечной арматуры следует принимать не более половины рабочей высоты сечения элемента и не более300 мм.
Итак, нижнее сечение ленты будет такое: арматура А500С или по старому A-III толщиной 10-12 мм, ячейка 200х200 мм будет оптимально.
Учтите, что стыки арматуры при вязке сетки делаются либо с нахлестом 10 диаметров арматуры при сварном соединении, либо 30 диаметров при соединении «внахлест». Для толщины 10 мм это 10 см м 30 см соответственно. В шахматном порядке провязывается все стыки пересекающихся арматуры если вы вяжете вязальной проволокой или пластиковыми хомутами, либо свариваете. Но сваривать можно только арматуру, которая имеет в своем индексе букву «С» А500С.
В самой стене фундамента делается продольное армирование из арматура А500С или по старому A-III толщиной 10-12 мм по высоте через 300-350 мм по одному пруту с каждой стороны стены.
В верхнем сечении повторяем нижнее сечение: сетку с ячейкой 200х200 мм из арматуры А500С.
Схема армирования фундамента
Теперь разберемся с вертикальным армированием. Если выпуски арматуры не нужны (а они нужны в гараже или доме обычно только в углах и под столбы, ограждающие ворота), то там применяются стержни из арматуры AI (гладкой) толщиной 6-8 мм, которые гнутся в хомуты – замкнутые прямоугольники, которые соединяются на одном из углов, а хвосты арматуры загибаются внутрь хомута на 5-8 см. В углах устанавливаются выпуски из арматуры А500С 12-16 мм с выпусками под колонны , которые должны торчать на 30 диаметров из бетона фундамента, чтобы к ним можно было привязать в дальнейшем каркасы колонн. Такие каркасы делают с хомутами из арматуры AI (гладкой) толщиной 6-8 мм с шагом 200 мм и устанавливают при вязке каркасов.
Углы и соединения в арматурном каркасе
Во всех углах применяется для связи стен либо Г-образный элемент, длинной в каждую сторону не менее 50 диаметров арматуры, либо загибается арматурный стержень и устанавливается в каркас, а к нему уже стыкуется дальше арматурные стержень с нахлестом.
Узел стыковки арматуры в углу фундамнта
В Т-образных пересечениях Г-образный элемент устанавливается навстречу друг другу.
Узел стыковки арматуры в T-образном пересечении стен фундамента
Вот такое армирование будет жестко связывать фундамент и предохранять его от трещин при неравномерной осадке.
Сколько нужно арматуры для фундамента
Давайте теперь подсчитаем, сколько нужно арматуры для фундамента гараж 6 на 8 метров, толщиной 40 см и высотой 1,3 метра.
- Низ фундамента: (6+8)*2 *4 + (6+8)*2*0,4/0,2 = 112 + 56 = 168 м.п. арматуры А500 12 мм
- Верх фундамента: 168 м.п. арматуры А500 12 мм
- Стены: 28*2*3 + 1,7*4*6 = 168 + 41 = 209 м.п арматуры А500 12 мм, 28/0,35*3,6 + 72 м.п.= 344 м.п. арматуры А100 (АI) 6 мм
Итого: 545*1,05=572 м.п. арматуры А500 12 мм и 344 м.п. арматуры А100 (АI) 6 мм
5% я заложил на отходы при вязке арматурного каркаса на стыки и на остатки. Еще уйдет около 5-10 вязальной проволоки.
Стоимость такого армирования будет около 572*13=13 155 рублей, 344*9,8=3 371 рублей, проволока 10*50=500 рублей. Итого: 17 тысяч рублей плюс доставка.
Дорого? Тогда нужно заказывать расчет и делать более точный анализ грунта, расчет нагрузок фундамента и экономить. Если желать экономию на фундаменте без расчета, то очень хорошо можно пролететь! И вы через 5-10 лет замучаетесь латать трещины в стенах, ставить обоймы из швеллера и тому подобные усиления.
Так что я дал вам ориентир, а уж вы сами прошерстите интернет о том, какое армирование должно быть, где ставить и как правильно связать. Учтите только, что обращать нужно внимание на практические темы на форумах, где приводятся фотографии и расчеты, обсуждаются не теория, а практика. Либо на статьи, где в статье не просто фотография фундамента, а приводятся конкретные цифры, схемы и есть ссылки на СНиП. А то много «теоретиков», которые не могу, а учат.
Как правильно сделать разметку и заливку фундамента под гараж: опалубка, армирование, ремонт
Гараж – это компактное небольшое здание, его строят из кирпича или пеноблоков, поэтому масса конструкции незначительная. Гаражи всегда строят на мелкозаглубленных фундаментах, они бывают каркасными и стандартными кирпичными, и их нет нужды глубоко вкапывать в землю до уровня промерзания почвы. Поэтому, фундамент под гараж своими руками залить несложно, зная некоторые нюансы.
Нюансы возведения
Прежде чем начинать строительные работы, желательно уточнить:
- Угол наклона въездной зоны, нужно ли ее поднимать выше уровня земли.
- Наличие или отсутствие технической ямы (погреба, кессона).
- Бетон или пеноблоки будут применяться дляпола.
- Высоту конструкции, наличие несущих перекрытий.
- Глубина основания должна быть достаточной, чтобы выдерживать массу сооружения, при этом, как уже отмечалось, не обязательно достигать глубины промерзания почвы.
Пошаговая инструкция проведения разметки фундамента под гараж
Фундамент под гараж из пеноблоков нужно дополнительно покрывать гидроизоляцией, так как технология производства пеноблоков предусматривает наличие воздушных ячеек. Поэтому, при попадании талой, дождевой или грунтовой воды блок довольно быстро разрушается.
На монолитном основании сделать смотровую яму или погреб нельзя конструктивно, а ремонт его довольно дорогой и по времени затратный, но на нем можно возвести любые каркасные сооружения. А вот ленточные фундаменты позволяют делать смотровые ямы различной глубины, только в таком случае нужно дополнительно предусмотреть дренажную систему. Сейчас многие частные застройщики выбирают именно сборные ленточные конструкции, а пол отдельно заливают бетоном.
С чего стоит начинать заливку фундамента?
Перед тем, как сделать фундамент под гараж, нужно сделать ряд подготовительных мероприятий. А именно:
- Провести подробные геодезические исследования с целью определения типа почвы, глубины промерзания, высоты залегания грунтовых водоносных горизонтов.
- Сделать чертеж будущего сооружения, определиться с типом строительных материалов.
- Затем расчистить строительную площадку, устранить верхний плодородный слой почвы.
- Сделать разметку будущего основания, установить направляющие, колышки и натянуть шнур.
- Выкопать по периметру гаража траншею шириной в 40 см и глубиной до 1 метра (если не проводились геодезические изыскания).
Внешний вид готовой бетонной площадки под гараж
А теперь возникает вопрос, стоит ли заливать пол гаража бетоном или лучше оставить земляное основание? Хоть бетон и дорогой строительный материал, но заливать пол рекомендуется на толщину плиты не менее 20 см. В некоторых случаях достаточно сделать горизонтальное армирование в один слой, тогда плита выдержит массу легкового автомобиля.
Если гараж подготавливается под грузовик или большой автобус, тогда толщина должна составлять не менее 50 см, и нужно предусмотреть минимум два шага горизонтального армирования, и вертикального с интервалом до одного метра. Возвести фундамент под гараж своими руками не проблема, это не затратное строительство, учитывая габаритные размеры сооружения, но здесь действуют правила, аналогичные, как и для жилых домов.
Особенности установки опалубки
Опалубку можно делать съемной или несъемной. В случае несъемной опалубки из дерева или пенопласта, основание плохо поддается ремонту, но в этом случае не придется дополнительно использовать гидроизоляцию. Кроме того:
- Рекомендуется перед заливкой основания укрепить опалубку с внешней стороны, и под ней предусмотреть дренажную систему. Ведь частные застройщики редко устанавливают полноценную ливневую систему, а из-за подтопления основания повредится цоколь и каркасная конструкция.
- Опалубку лучше делать деревянной, так получится дешевле. Но, можно сделать ее из пенополистирола, и сразу сформировать полноценный закрытый короб.
- Монолитный фундамент в этом отношении стоит немного дешевле, чем ленточный, ведь не нужно использовать мощную строительную подъемную технику. Но на его заливку пойдет огромное количество бетона и арматуры, а это занимает много времени. Если нужно оперативно построить гараж, где стены могут быть каркасными или сделанными из пеноблоков, тогда лучше использовать сборный фундамент.
Но, армирование блочного ленточного основания сложнее, нужно делать дополнительные расчеты допустимой нагрузки на грунт, и сразу подбирать оптимальную каркасную конструкцию несущих стен и крыши.
Армирование будущего фундамента
Принцип армирования аналогичен, как и для любого жилого здания, которые возводится на монолитном ленточном фундаменте. Только при выборе монолитной плиты нет нужды устанавливать большое количество арматурных стальных прутьев, просто нужно помнить ряд правил:
- Арматурный пояс устанавливать выше слоя гидроизоляции подошвы на высоте до 5 см.
- Арматура не должна выступать за пределы опалубки.
- Соединения все следует делать с помощью проволоки или пластиковых стяжек, сварка не допускается.
Если будет формироваться внутри бетонная плита, тогда арматурный пояс плиты нужно надежно соединить с арматурой самого монолитного ленточного основания.
Ленточный фундамент под гараж
И снова приветствую, Вас, дорогие читатели. Вспоминаю то время, когда получил место под гараж и начал его проектировать. Первый конструктивный элемент – ленточный фундамент под гараж. Давайте вкратце рассмотрим основные моменты, которые предшествуют устройству фундамента. Идеально, если есть проект проектной фирмы. Обычно его заказывает гаражное товарищество, частное лицо и прочие заказчики. Сегодня существует тенденция, что в новостройках проектируют в комплексе дома и гаражи для жителей этого дома, порой подземные или боксы, что очень удобно. Естественно, что все расчеты выполнены специалистами.
Тем не менее, на начальном этапе вам следует решить то, из какого строительного материала вы планируете возводить стены гаража, чтобы определиться с видом фундамента.
Если у вас металлический гараж, из профилированного листа, то это мобильный вариант – выполнил бетонное основание, поставил готовый гараж, сделал отмостку и готово.
Другое дело, если это капитальное сооружение из кирпича, известняка, бетонных блоков, других природных камней, то тут необходим фундамент под гараж.
Каким бы не был фундамент, но существуют общие моменты для него на стадии проектирования:
Необходимо выполнить геологию грунтов, чтобы выявить тип грунта, отметку залегания грунтовых вод – от этого зависит глубина заложения фундамента и его геометрические размеры.
Предлагаю к рассмотрению ленточный фундамент под гараж в монолитном железобетонном исполнении.
Общие положения
- Само название говорит за себя – ленточный, значит, фундамент под все стены гаража выполняется как бы лентой по периметру. Познакомьтесь, пожалуйста, с информацией о назначении фундаментов, типах, из каких материалов их можно выполнить в статье – зачем нужен фундамент, чтобы я не повторялся. А мы идем дальше.
- Преимущество ленточного фундамента в том, что он нагрузку на основание (грунт) передает равномерно, что особо важно при неоднородных и слабых по сжимаемости, просадочных микропористых почвах. Ширина подошвы фундамента определяется исходя из размера нагрузки на него, а также расчетного сопротивления самого грунта.
- Ширина фундамента под гараж поверху устраивается, как правило, больше толщины стены на 100-120мм, выполняя с каждой стороны обрез (обрез – это плоскость верха фундамента, на которую базируется надземная часть сооружения – у нас стены гаража).
Виды ленточных фундаментов в поперечном сечении подразделяются:
- Прямоугольные;
- Трапецеидальные;
- Ступенчатые;
- Прямоугольные фундаменты с подушкой.
Гараж является небольшим сооружением, поэтому ленточный фундамент под гараж должен отвечать простым требованиям проектирования, а, следовательно, и формой поперечного сечения (первый и четвертый типы).
Ленточные фундаменты представлены двух видов:
- Сборные фундаменты монтируют из блоков — бетонных либо железобетонных заводского производства, что предполагает ряд преимуществ – снижение трудозатрат, экономия времени, облегчение возведения в зимний период строительства. Они, как правило, состоят из блоков – подушек, на которые устанавливаются стеновые прямоугольные блоки. Блоки – подушки можно монтировать на песчаную подготовку толщиной 100-150мм или выровненный грунт.
- Ленточные монолитные фундаменты выполняются непосредственно на площадке строительства. Они устраиваются из таких материалов как бетон, железобетон, бутобетон, бут.
Технология устройства ленточного фундамента
Наглядней работать с примером. Зададимся размером ленточного гаража в плане – 4х6метров. Материал стен применим, например, кирпич. А теперь поехали строить.
-
Любое строительств начинается с выполнения подготовительных работ. Очень подробно я их описал в статье – работы подготовительного периода строительства. Их перечень зависит еще и от того, где будет расположен участок строительства. Кроме того, рассмотрены геодезические работы, обноска и расчистка, планировка участка и прочие моменты.
Рытье траншеи
Бетонирование фундамента

зависимости от ваших предпочтений и уклона площадки. Цоколь можно выполнить и не из бетона, а, например, из кирпича. После схватывания бетона производим снятие опалубки и засыпаем пазухи с трамбовкой грунта. Все.
Но еще пару слов о том, что если вы хотите смонтировать сборные фундаменты из блоков, то это намного быстрее, но требует присутствия грузоподъемной техники.
Рассмотренные нами работы по устройству ленточных фундаментов предусматривают строительство боксов без смотровой ямы и подвала. Об этом поговорим в следующих статьях, так как там есть свои особенности ( гидроизоляция, дренаж, вентиляция и прочие нюансы).
Глубина фундамента под гараж
Практически все начинающие строители озадачены вопросом, какая именно должна быть глубина фундамента под гараж? Какую нагрузку должен выдерживать фундамент, если гараж в один или в два этажа.
Помимо этого, есть много нюансов, которые необходимо знать при самостоятельной постройке, например, чтобы в гараже не было сырости и влаги, чтобы со временем не отсырел автомобиль. Нужно приложить много усилий, чтобы грамотно рассчитать ширину и глубину закладки фундамента.
Почва
Конечно, хорошо если есть возможность выбрать место строительства, но зачастую, уже есть место и необходимо возводить постройку.
Самой главной характеристикой почвы, которая может влиять на постройку – это глубина её промерзания. Если перепад температуры будет слишком большой, то здание может осесть или дать трещину, перекос проемов.
Но стоит учитывать, что для разных почв, величина глубины промерзания почвы будет совершенно разная. К примеру, через песок или песчаный грунт, вода проходит очень быстро, а следовательно, глубина промерзания будет значительно ниже, чем у субстратов.
Итак. если грунт промерзает к примеру на 0,8 метра, то закладывать фундамент нужно на 1 -1,2 метра. Можно выполнить подошву из песка и щебня, засыпав эти компоненты в образовавшийся котлован, таким образом, удаляется вода. Также необходимо рассчитать несущую способность грунта.
Самым лучшим вариантом является скалистая местность, но там практически не найти хорошего участка под строительство. СНиП регламентируют что для постройки гаража категорически не подходит чернозем с плодородным слоем и торфом. Именно поэтому, верхний слой почвы в обязательном порядке необходимо снять, дойдя примерно до несущих слоев, которые выдержат нагрузку и тяжесть гаража. В большей частности случаев – это около 0,5 метра.
При возведении конструкции необходимо предельно точно выяснить все вопросы, связанные с грунтовыми водами. Грунтовые воды имеют большое влияние на несущую способность грунта, и на глубину промерзания. Можно предусмотреть водоотвод грунтовых вод, для защиты можно использовать глиняный замок. Категорически запрещается возводить в таких грунтах смотровые ямы или подвальные помещения.
Материал постройки
На сегодняшний день различают большое количество строительных материалов, из которых можно возвести гараж. Но наиболее оптимальным всегда был и остается кирпич, который может долгие годы выдерживать нагрузку и не изнашиваться.
Фундаменты бывают разных видов:
Сплошной
Это прочный массив плит под всем зданием и является самым крепким видом.
Сварной
Выглядит в виде плотно забитых свай в почву. Такой фундамент подходит для любой почвы и поэтому является универсальным типом.
Ленточный
Ленточный фундамент для гаража” w >
Представляет собой опалубку, в которую заливают бетонную смесь по периметру.
Для каждого здания со своей площадью и величиной нагрузки, для отдельного вида почвы, выбирать следует определенный тип. Необходимо знать, что от глубины залитого фундамента, напрямую будет зависеть его прочность и надежность.
Для глинистых почв, предпочтительней выбирать сварной тип фундамента, достаточно приемлемым будет считаться плиточный тип, а для песчаной почвы лучше всего выбрать ленточный фундамент.
Как провести расчет?
Гараж является достаточно важной постройкой и потому стоит особое внимание уделить расчетам фундамента. Гараж должен обезопасить автомобиль от неблагоприятного воздействия климатических условий.
Ленточный тип фундамента выполняется на глубине до 1,7 м, глубже его просто незачем делать.
На данный момент лучшим вариантом для средней полосы будет комбинация ленточного и плитного фундамента.
Можно по ценам просчитать, к примеру, если гараж 6 на 8 метров:
- Земляные работы: 24м3×700 руб. = 16 800 руб.
- Песчаная подушка 10м3×500 руб. = 5 000 руб.
- Бетон на ленту 4м3×5 000 руб. = 20 000 руб.
- Засыпка песком 10м3×500 руб. = 5 000 руб.
- Бетон под плиту 5м3×5000 руб. = 25 000 руб.
- Арматура A-III 12 мм 1200мx26 руб. = 31 200 руб.
Итого материалов получается на 103 000 руб. Если оплачивать работы, то нужно прибавить еще около 80%.
Этапы строительства
- Первоначально продумать и просчитать какой нужен котлован, наиболее оптимально будет выкопать его на глубине 50 см. Далее, фундамент засыпают песком с проливкой и трамбовкой на 20 см.
- По периметру делается лента 30×40 см. Армирование горизонтальное: 3 прута арматуры A-III в 2 ряда, вертикальное – выпуска через 40 см высотой над фундаментом 300 мм (для связки). Нужно рассчитать материалы на опалубку и арматуру.
- Далее, внутрь отсыпается песок под трамбовку с проливкой водой, накрывается песок пленкой полиэтиленовой (чтобы цементное молочко в песок не ушло и бетон не потерял своей крепости). Вяжется каркас в 2 слоя из арматуры A-III с ячейкой 200×200 мм. Толщину плиты можно сделать 10 см.
Глубина
Глубина фундамента под гараж будет напрямую зависеть от величины высоты промерзания грунта и протекания подземных вод. Если глубина промерзания не велика, а вот грунтовые воды проходят низко, то фундамент можно выложить с глубиной 0,4 метра и прибавить к этой цифре величину на песочную подушку и слой гравия.
Такого рода фундамент будет идеальным выбором для постройки на песчаной почве, которая почти не поддается промерзанию.
Фундамент на глинистых и болотистых почвах лучше всего углублять на 1,5 метра. Таким образом, не будет проходить размывание и разжатие грунта, что предотвратит разрушение фундамента.
Глубина фундамента всегда должна быть больше величины промерзания грунта, минимум на 0,2 -0,3 м.
Ширина
Толщина стенок гаража будет напрямую влиять на ширину возводимого фундамента для гаража, который необходимо выполнить, примерно на 30% больше.
Это относится к любому типу фундамента, и даже к плитам, соединяющим сваи фундамента.
Итак, к примеру, ширина стенок будет 12 см, такой размер имеет стандартный кирпич (если кладка в один кирпич), тогда толщина стенок деревянной опалубки будет 2.5 см. И в таком случае ширина возводимого фундамента будет 20,6 см.
Нюансы закладки
Если в гараже не планируется ставить более двух автомобилей, не стоит возводить большой гараж, а следовательно и не понадобится мощный, крепкий фундамент. В случае с одной манной можно вполне обойтись легким, скромным основанием.
Советы:
- Перед началом строительства, рекомендуется определиться с тем, какие коммуникации проходят сквозь выбранное место постройки, чтобы в процессе их не задеть. Таким образом, не будет никаких проблем с соседями и коммунальными службами.
- Далее, стоит хотя бы набросать эскиз того, что впоследствии будет строиться, небольшой набросок участка, по которому в процессе строительства нужно будет ориентироваться.
- Достаточно важно вовремя выполнить утепление боковых наружных стен фундаментов пенопластом, который защищает землю от оттаивания и тем самым предотвращает морозное пучение грунтов.
- Массивный фундамент необходим в случае, если гараж будет строиться из крепких кирпичей, в 1,5 кладки или из пеноблоков. Но есть одно обязательное условие для всех типов постройки – фундамент должен быть на 20-30 см выше от земли, это предотвратит появление влаги и сырости в гараже.
Фундамент под гараж
Гараж – легкая постройка. Бывают тяжелые сооружения из кирпича, но чаще автовладельцы предпочитают более практичные, экономные варианты: пеноблоки, каркасные конструкции, быстровозводимые домики из профлиста или сэндвич-панелей. При выборе и закладке фундамента под гараж учитывают его массу и особенности грунта.
Фундамент под гараж из пеноблоков своими руками
- малый вес, низкая плотность (в пределах 700 кг на куб);
- хорошие теплоизоляционные характеристики;
- простая геометрическая форма, удобный монтаж;
- хрупкость;
- горючесть;
- гигроскопичность.
Высоких требований к несущей способности основания нет, но фундамент должен быть надежным, пластичным и хорошо компенсировать подвижки грунта. В зависимости от грунта выбирают один из следующих видов:
- мелкозаглубленный ленточный;
- большая глубина фундамента под гараж пеноблочный нецелесообразна. Если грунт ненадежный, лучше предпочесть фундамент на сваях под гараж с армированным ростверком;
- монолитная плита толщиной от 20 до 40 см.
Площадь фундамента рассчитывается по формуле A = k * B : (R*k1), где
- k – коэффициент прочности, до 1,5;
- B – суммарная нагрузка (гараж, машина, снег на крыше);
- R – сопротивление грунта (СНиП);
- k1 – коэффициент несущей способности почвы.
Полученную цифру делят на длину ленты, площадь сваи и т.д.
При закладке фундамента под гараж глубина выполняется минимум на 30 см ниже промерзания. При высоких грунтовых водах выбирают сваи или плиту. При составлении проекта учитывают также, будет ли у гаража смотровая яма, подвал. На новом месте проект составляют по результатам геологических исследований.
Армирование фундамента
Арматура вяжется следующим образом:
- для мелкозаглубленной ленты – два уровня, диаметр продольного прутка от 1,2 см, вертикали и поперечины – от 8 миллиметров;
- для буронабивных свай – от 1,2 мм, для связывания – от 8 мм. Пруты (3-4 штуки) ставят вертикально. Суммарная толщина – связки на 5 см минимум меньше диаметра скважины;
- для плиты толще 20 сантиметров – 2 уровня, от 1 см. На пучинистом грунте – от 1,4. Ячейка 20 см, вертикальные перемычки – через 40 см.
Как залить фундамент
Заливка осуществляется в следующей последовательности:
- Разметка. До соседского забора должно оставаться не меньше 2 метров. Отметить внешний периметр маркировочным шнуром (леской) и колышками. Для свайного основания колышки располагают в местах погружения свай с расчетным шагом. Для ленты разметить периметр внутренний.
- Винтовые сваи погружают в землю сразу, для буронабивных бурят скважины. Для плиты или ленты нужно выкопать траншею/котлован расчетной ширины и глубины. Ширина траншеи под ленту – с запасом для опалубки. Для свайно-ленточного роют траншею, в ней бурят скважины.
- Установить опалубку для фундамента гаража, уложить арматуру.
- Марка бетона для фундамента гаража – В25 (М300) минимум. Заливать следует сразу. Если не получается, то перед заливкой следующего слоя предыдущий должен полностью схватиться.
- Проткнуть залитую смесь арматурой во многих местах (спустить воздух), утрамбовать.
- Просушить в течение месяца. В жару ленту/плиту смачивают и накрывают пленкой, чтобы застывание шло медленнее.
- Снять опалубку, засыпать канаву, залить отмостку.
Фундамент под каркасный гараж
Выбор основания и расчет параметров осуществляются аналогично, т.е. учитываются:
- суммарный вес постройки вместе с машиной и снеговой нагрузкой;
- тип грунта, его подвижность;
- уровень подземных вод;
- глубина промерзания.
При расчете глубины к уровню промерзания прибавляют 20 процентов. Глубину промерзания для данной области можно узнать из таблиц СНиП. В зависимости от параметров грунта для каркасного гаража тоже выбирают сваи, плиту, ленту.
При составлении проекта кроме особенностей дома и самого фундамента под гараж учитываются нормативные расстояния до границ участка в соответствии с санитарными, противопожарными, экологическими и др. нормами. Разметка площадки под гараж производится в соответствии с проектом. Участок маркируют шнуром (леской) и колышками по периметру будущей траншеи (котлована). Чтобы проверить перпендикулярность линий, измеряют диагонали получившегося прямоугольника: они должны быть равны.
Далее приступают к земляным работам: роют для ленты траншею, для плиты котлован. Сваи устанавливают с шагом не больше 2,5 метров: эти места помечают колышками. Горизонтальность дна траншеи (котлована) выводят с помощью уровня.
Ленточный фундамент для гаража
При устройстве ленты и цокольного этажа фундамент делают заглубленным (ниже линии промерзания). Заливкой ленты работа не ограничивается: внутреннюю площадку бетонируют тоже. Цокольный участок со стяжкой связывают обрезками арматуры. Заливка осуществляется в такой последовательности:
- На дно траншеи насыпают песчаную подушку и укладывают рубероид. На плотных песках подушку можно не делать, настелить гидроизоляцию прямо на грунт. Края рубероида загибают вверх.
- Устанавливают опалубку. В нее перпендикулярно стенкам укладывают куски труб и заполняют их песком: таким образом формируются отверстия для подвода коммуникаций.
- Устанавливают арматурный каркас.
- Заливают монолитную подошву. Выполнить заливку следует однократно, иначе бетон будет расслаиваться. Состав раствора 1/3/5 (цемент-песок-щебень соответственно). Готовая смесь – не ниже М200. Плиту заливают поверх подушки из ПГС и гидроизоляции. Часто также укладывают поверх гидроизоляции утеплитель (пенопласт).
- Ленту заливают через 2 недели минимум, когда уже залитый бетон хотя бы частично наберет прочность.
- Опалубку снимают через месяц после заливки ленты. Поверхность цоколя обрабатывают гидроизолирующими материалами.
Плитный фундамент для гаража
На плохом грунте, при высоких грунтовых водах, когда не требуется цокольный этаж можно использовать в качестве основания «плавающую» плиту. При глубоком промерзании это предпочтительный вариант, т.к. не потребуется рыть траншею свыше полутора метров глубиной. Плита заливается за один заход после укладки арматуры поверх песчано-гравийной смеси и гидроизоляционной пленки (или рубероида). Требования к составу бетона те же, что и для ленты, срок застывания тот же (месяц). Порядок работы:
- Разметка.
- Котлован.
- Опалубка.
- Подушка из ПГС.
- Гидроизоляция.
- Пенопласт (по желанию).
- Арматурная сетка.
- Бетон.
Если однократно залить весь объем не получается, готовый слой накрывают полиэтиленом. Следующий заливают максимум через 12 часов или минимум через пять дней.